Юлия Черкез: «Кратный рост предпринимателя начинается с ответа на вопрос: «Чего я хочу?»
«Можно как угодно масштабировать бизнес, но если ты как личность это не вывозишь, ничего работать не будет. Когда предприниматель растет как личность и делает это правильным образом, все остальное подтягивается: и успех, и финансы, и амбиции, и перспективы. Нужный рост обеспечивают не советы извне, а самостоятельный поиск ответов на правильные вопросы. Задать их и тем самым помочь найти свою настоящую цель, может коуч». В этом уверена Юлия Черкез – один из первых менторов проекта 100ADVISORS, эксперт по целеполаганию, человек, видящий в других потенциал и умеющий вдохновлять на грандиозные дела. Мы поговорили с ней про инсайты и их заземление, поиск своего пути к счастью и том, почему иногда надо отпустить одиннадцать бизнесов ради дела мечты.
Юлия Черкез
«Коуч не дает советы, а задает вопросы, отвечая на которые самостоятельно, человек развивается»
— Юлия, как вы пришли к коучингу?
— Коучинг – такая профессия, которая, на мой взгляд, должна «созреть» в человеке. Да, мнений может быть много, но уверена, что коучингом может заниматься только тот, кто обладает жизненным опытом. Как в режиссеры не берут раньше определенного возраста, так и здесь необходим возрастной ценз. У человека, решающего быть коучем, должен быть свой подход к жизни, свой концепт, осознанное стремление сопровождать людей в их развитии. Соответственно, он сам должен неустанно развиваться. Развитие самое главное в жизни коуча.
Я пришла в эту профессию через хобби. До этого сделала успешную карьеру, 16 лет проработала на рекламном рынке и была коммерческим директором. Но однажды случился перерыв, и поняла, что идти по тому пути, по которому шла все эти годы, больше не вижу смысла. Сделала паузу и задала себе главный вопрос в коучинге: «Чего я хочу?» В поисках ответа осознала, что хочу все то, чем уже была полезна людям (мотивация, оптимизм, вера в лучшие сценарии), «завернуть» в профессиональный инструментарий.
Выбирала между психологией и коучингом и остановилась на нем, так как он мне ближе по подходу: про поиск решений, позицию взрослого. Про то, чтобы брать ответственность за свою жизнь и относиться к ней как к проекту, когда тебе важно понимать, куда, зачем и почему ты идешь, и ищешь возможности и ресурсы прожить свою жизнь наилучшим образом.
Уже став коучем, поняла, что всегда жила в коучинговом подходе, и органично получилось, что свой лайфстайл удалось счастливо «облечь» в профессию.
— Вы упомянули о том, что, «вероятно, развитие должно быть главным для коуча». А что для вас личностный и профессиональный рост, как вы их определяете?
— Личностный рост – это беспрерывный процесс саморазвития. В каждом из нас есть потенциал. Чтобы реализовать его, надо подрасти: кому-то — в дисциплине, кому-то — в понимании, какую мечту он хочет оцифровать в цели и почему. А для кого-то рост – в том, чтобы найти себя, если запутался среди многих стереотипных целей, паттернов, и в 40 понимает, что несчастлив, хотя все есть.
Чтобы такого не случилось или чтобы справиться с таким, когда случилось, мы и должны расти. Кризис – тоже критерий роста, важно его преобразовать в рост. Вспомните «Антихрупкость» Талеба: да, ты можешь быть хрупким, и кризис тебя сломает, а можешь быть гибким, и кризис будет тебя только усиливать. Так и в трансформационном коучинге, когда по-старому ты уже не можешь, а по-новому не знаешь как. Но в тебе есть ресурс поиска роста, поиска в самом себе того, что поможет строить новые смыслы и обрести точку опоры. Это и есть личностный рост.
Личностный рост пересекается с профессиональным. Может ли личность, не работающая над собой, быть успешна в профессии? Вряд ли. Говорю это по опыту работы в основном с предпринимателями, топ-менеджерами — людьми высокого ранга и уровня ответственности, понимающими: чтобы вывозить такие масштабы и объемы деятельности, нужно расти личностно. Можно как угодно масштабировать бизнес, но если ты как личность это не вывозишь, ничего работать не будет.
В предпринимательстве амбициозные цели играют наиважнейшую роль. А амбицию ты можешь выстроить только тогда, когда чувствуешь свой потенциал, перспективу. Поэтому предприниматели привычно живут в состоянии внутреннего роста, который подтягивает за собой и дело, и доход, и успех, и финансы.
«Для меня основная ценность – свобода, и я притягиваю таких же людей»
— На что вы в первую очередь обращаете внимание при общении с обратившимся к вам человеком?
— Сначала мне важно определить уровень энергии человека, насколько он в ресурсе. Чтобы стало понятнее, почему это так принципиально, стоит пояснить, чем коучинг отличается от психологии и психотерапии: психология — это работа с прошлым, коучинг – с будущим. Приходящий к коучу должен быть “заряжен” на изменения.
Потом мне надо почувствовать, насколько человек готов брать ответственность за эти изменения, насколько он во взрослой позиции. Коучинг – не про научи — помоги. Он — про сотрудничество на позициях взрослый-взрослый, про создание пространства, где человек может прокинуть мостик к той самой лучшей версии себя, раскрыть потенциал. И в коучинговой сессии нарисовать план, получить инсайты, принять решения. Из точки в настоящем человек с коучем движется в точку в будущем, где опирается на образ, какими хочет стать. В психотерапии наоборот: есть точка в настоящем, а мы уходим в прошлое, чтобы разобраться, почему я такой, какой сейчас, там фокус на сложностях, а в коучинге — на ресурсах. .
Мне как личности ближе позиция взгляда вперед, поэтому и притягиваю людей, которым интереснее работать с имеющимся ресурсом, чтобы привносить изменения в будущее из точки “сейчас”. Кстати, многие разбирают свои запросы и с психологом, и с коучем, и это тоже хороший вариант строитьжизнь так, как хочется.
Также на консультации я смотрю на мэтч. В этом отношении первая встреча определяющая и для клиента, и для коуча. Потому что вайб, энергия, которая устанавливается между людьми в сессии, очень важна. Все люди разные, всем подходят разные методы. Во мне отмечают мягкую силу: действую вроде и ласково, но не сольешься и с пути к цели не свернешь.
Плюс важно определить, схожусь ли с человеком, с которым предстоит работать над личными деликатными темами, по ценностям. Только тогда мы будем говорить на одном языке. Для меня основная ценность – свобода, и я ее транслирую. Соответственно, ко мне чаще всего притягиваются клиенты тоже про свободу – самореализации, проявления, про право жить на все сто.
— Какие принципы сотрудничества вам как коучу особенно важны?
— На первом месте — не навреди, создай максимально комфортное и безопасное для человека пространство. На втором — бережное отношение к человеку и процессу, который происходит у него внутри. И, конечно, принцип конфиденциальности.
«Моя суперсила — в том, что вижу потенциал человека, верю в него и вдохновляю»
— От тех, кто был на ваших коучинговых сессиях, я слышала об одной вашей суперсиле — задавать точные вопросы. А какими еще суперсилами вы обладаете?
— В каждом человеке могу разглядеть все самое лучшее. Именно это меня в коучинг и привело. Всегда верила в то, что сила, заложенная в человеке, безгранична. Ограничивают ее только установки и страхи. С ними можно справиться. Моя суперсила в том, что вижу потенциал человека, бесконечно в него верю и вдохновляю. В работе со мной человек окрыляется.
Что касается суперсилы задавать вопросы, да, они — основной инструмент коуча. И тут уместно пояснить, чем коуч отличается от ментора и наставника. Коуч в идеале по своим компетенциям не дает советов. Он через вопросы помогает человеку самостоятельно найти их в себе. Коуч спрашивает: «Что для тебя будет наилучшим результатом?», «А вот ты тут улыбнулся, почему?». И тот, к кому обращены вопросы, «разворачивает» свое мышление, задумывается над тем, что раньше ускользало от внимания.
И когда человек сам находит решение – он трансформируется. Через советы извне такого не происходит. Никогда. Самое большее, после совета он может что-то попробовать применить. Но во время коучинговой сессии человек после услышанных вопросов начинает думать: «А как я этого раньше не понял? Точно, вот же решение». Он присваивает себе эти решения и инсайты, потому что они им прожиты в сессии. Когда вижу, что у клиента случился инсайт и он в себе открыл то, что долгие годы было скрыто, как коуч воспринимаю это, словно подарок.
Еще одна моя суперсила – превращать инсайты клиента в действия. Мало осознать, поговорить, помечтать. Надо перевести эмоции в план и через конкретику менять картину реальности. Несмотря на то, что в процессе коучинга человек соединяется с собой будущим и вроде это касается высоких материй, все мечты обязательно заземляются на действия. Поэтому финальный вопрос коуча: «Какие конкретные шаги после нашей сессии вы сделаете на пути к цели?»
— Давайте еще поговорим про вопросы коуча. Чем они так отличаются от тех, которые мы слышим каждый день и которые не ведут к трансформации: «Почему ты принял такое решение? С кем ты советовался?» Может, секрет в том, как их задавать?
— Чтобы задать правильные вопросы, коучу нужно слушать человека. Специальное коучинговое слушание подразумевает, что ты полностью отключаешь свое «я» и с нейтральными эмоциями воспринимаешь рассказ сидящего напротив. При этом фиксируешь, где он делает паузу, где запинается, какое слово использует. Например, спрашиваю: «Как ты чувствуешь, что должен сделать?» В ответ слышу: «Я думаю, что …» и вижу, как палец держит возле головы. Уточняю, зеркаля жест: «Я тебя спросила, как чувствуешь, а ты палец подносишь к голове, почему?»
Человек, когда приходит в коучинг, должен пройти трансформацию на трех уровнях: мышление, состояние, физика. Часто надуманное нами мы воспринимаем как желаемое. Коучинг разворачивает человека к тому, что все решения — внутри, в области сердца. Главный вопрос: «Как ты чувствуешь?» И это не про то, чтобы жить эмоциями. Это про то, чтобы быть сонастроенным с собой, знать, чего хочешь, и чувствовать, что это твое.
Мы начинаем с вопросы: «Чего ты хочешь?». И мы не пойдем дальше, пока не задам и другие: «Почему ты этого хочешь?», «Почему для тебя это важно?» Кажущиеся простыми, они на самом деле человека возвращают человека к своему истинному Я, к самому себе. Он начинает думать, почему это для него важно, действительно ли это его цель. Он перестает двигаться по инерции и воспринимать какие-то заученные стереотипы как данность.
То есть коучинг – это фильтр, через него человек может пропустить цели разово или несколько раз, пока не нащупает истинные, близкие. Концепция коучинга, которая мне лично очень откликается: человеку важно реализовать СВОЙ потенциал, прожить СВОЮ жизнь, по СВОЕМУ сценарию. Тогда он будет счастлив.
«Возвращение на путь к цели после «шатаний» – признак обретения человеком внутренней опоры»
— В начале нашей беседы вы говорили, что в основном работаете с предпринимателями. Пожалуйста, приведите примеры того, как в процессе коучинга с вами менялись именно такие люди – целеустремленные, сильные, яркие.
— У предпринимателей как людей успешных основной запрос в том, чтобы вывести цели на более высокий уровень. По природе своей они никогда не останавливаются, хотят нового и при этом постоянно заняты. Как следствие – часто не хватает ресурса для «скачка» к новому и даже времени, чтобы, собственно, спокойно разглядеть этот другой уровень. Так, сейчас работаю с владельцем одиннадцати бизнесов, ни один из которых, по его признанию, не доставляет удовольствия. Свой запрос в общих чертах он определил как желание другой сферы, где бы производил продукт, влияющий на счастье людей, которым бы сам с радостью пользовался.
Что сразу видит коуч? Расфокуссировку. Человека «болтает» по одиннадцати бизнесам, и это сжигает весь ресурс. Мозг работает на то, чтобы как-то совладать с таким объемом, и саботирует мысли о чем-то новом. Видя постоянные отклонения от намеченной траектории, я напоминала клиенту, что у нас есть трек, надо туда.
Через два месяца нашей работы он принял решение закрыть пять своих бизнесов, и сделал это с облегчением. Купил билеты в город, с которым, как понял, связано его будущее. Акцентирую внимание: два месяца потребовалось человеку, чтобы с коучем продвинуться от уровня «хочу» до уровня «готов». Почему не сделал этого раньше? Потому что все было вроде как ОК, менять казалось страшно и вроде как нелогично, ведь «с виду» все благополучно.
Привожу этот случай как очень типичный для многих успешных предпринимателей. Описание их проблемы укладывается в четкую формулу: «Все ОК, но что-то зудит». Это сигнал, что какая-то часть предпринимательского таланта не реализована, и повод идти к коучу.
В продолжение темы еще одна история. Обратился ко мне руководитель департамента одной госструктуры. Говорит, что все замечательно, карьера развивается, семья дружная, но каждое утро он просыпается и спрашивает себя: «А зачем все это?» С этим вопросом: «Зачем?» он и пришел в коучинг. Через два месяца ответил на него. Как? «Прокинул мост» между тем, куда ему важно прийти и в чем реализоваться, и тем, где он сейчас. Понял, какому этапу в его жизни соответствует нынешняя ситуация, и все сложилось в пазл. Теперь он четко сформулировал, зачем: «Это для того масштаба, той цели, куда мне важно прийти». От этого он зарядился и снова почувствовал энергию и драйв.
— Что для вас как коуча сигнал того, что цели в работе с клиентом достигнуты?
— Есть такое понятие – коучинговый контракт. Клиент приходит, и на сессии-знакомстве мы обозначаем период совместной работы. Мой первый вопрос – «Чего ты хочешь?», а второй – «Как поймешь, что этого достиг?» Клиент сам определяет метрики, по которым ему будет очевидно, что коучинг прошел успешно. Для коуча формулировка клиентом цели – маяк, куда его надо вести. В процессе мы обязательно сверяемся, туда ли мы идем, потому что цели и ожидаемые результаты могут меняться, и это нормально. Нельзя становиться заложником целей: мы начали в точке А, потом продвинулись, и это точка А1, из нее цели видятся иначе.
Чтобы «держать» человека в рамках того, что ему важно, куда идем, нужен такой партнер, как коуч. Он видит ситуацию, отслеживает изменения, в том числе «шатания» клиента. Они — это естественная часть процесса трансформации. Когда человек «шатается» и возвращается на намеченный путь к цели — это показатель результата, того, что человек обретает внутреннюю опору.
— Как вы определяете для себя профессиональную долгосрочную цель?
— На «заземленном» уровне – продолжать развиваться, чтобы еще лучше сопровождать людей в их росте. А на уровне миссии хочу, чтобы счастливых людей было больше. Ведь когда люди живут свою жизнь на сто из ста — это большое счастье и для них самих, и для окружающих. А я привношу свой вклад в это через коучинг.
Анна Важенина