Сергей Иванов: «Серых мышей» в море не бывает»
Он был генеральным директором питерской радиостанции БизнесФМ, когда деловые партнеры пригласили на бизнес-регату. Так впервые оказался на яхте. Отстоял ночную вахту, учился у шкипера поднимать паруса и прокладывать курс. Потом вернулся в офис, но продолжать привычную жизнь уже не смог, и разум, и душа просились снова в море. Уволился. Получил «морскую» специальность. Начал учить осваивать море других. Сейчас помогает приобщаться к жизни в новой стихии курсантам нашей Школы яхтинга 100CAPTAINS. И мечтает пересечь Атлантику под парусом. Знакомьтесь: наш новый инструктор Сергей Иванов.
— Сергей, что такое произошло с вами в первый раз за штурвалом, после чего в буквальном смысле поменяли свою жизнь?
— Меня тогда пригласили на бизнес-регату, которая стартовала из Стокгольма и шла в Санкт-Петербург, это был 2012 год. Хотя и жил в городе на воде, на парусной яхте оказался впервые, как и остальные участники экипажа. Капитан был опытным, конечно. Он быстро ввел в курс дела, за два дня мы все усвоили. Дело было в октябре, погодные условия далеки от идеальных. На длинном переходе порвали геннакер, запутались снасти, так что учиться исправлять ситуацию пришлось быстро.
На одном из ночных переходов все легли спать, а меня оставили одного на штурвале, так что у меня получился опыт крутой ночной рулежки. Мне понравилось.
И знаете, ведь все же в жизни имеет последствия. Про тот свой ночной переход, и вообще про регату думал часто. Все мысли заканчивались тем, что не хочу больше сидеть в кабинете, а хочу на воду. Они материализовывались.
«Моя морская история научила меня относиться к воде уважительно»
— Как изменилось ваше отношение к воде, когда вы перестали смотреть на нее с берега и начали учиться находить с ней «общий язык»?
— Вся моя морская история научила меня относиться к воде более чем уважительно. Если до этого было ощущение, что вода – это пляж и расслабленный отдых, то поднявшись на борт, довольно быстро понял, что вода – это стихия, которая не прощает небрежности и ошибок, при всей романтике походов под парусом к ней надо относиться с большой осторожностью.
— Знаю, что вы ходили в совершенно разных акваториях, как они дополняли эту вашу морскую историю?
— У меня были и локальные недельные гонки в Турции — например, Bodrum Winter Trophi, Marmaris Winter Trophi, и двухмесячные походы по диким акваториям Русского Севера — по Онежскому озеру, Белому морю.
В первом случае ты попадаешь в многолюдную яхтенную атмосферу, ощущаешь, что вот оно, международное братство людей моря. Когда после физических нагрузок и напряжения приходишь в марину, это хорошая эмоциональная встряска, праздник. На больших регатах классное общение, ты всегда можешь послушать интересные рассказы, сходить в гости на другую яхту, подружиться с классными людьми. И полностью ощутить, что яхтинг connection people. «Серых мышей» в море не бывает.
А во втором случае ты учишься жить на воде и безопасно путешествовать по местам, где неделями можно ходить и не встретить ни одного паруса, где нет никакой яхтенной инфраструктуры. Там, на Белом море, особенно чувствуешь ответственность перед собой и экипажем, показываешь, как нужно действовать аккуратно, выверенно, без ухарства. Я несколько раз проходил Беломорканал, бывал на Соловках, однажды чуть не дошли до Земли Франца Иосифа, но там уже погодные условия другие.
«Тот, кто ходит под парусом, иначе мыслит и принимает решения»
— Чем вас привлекает работа инструктора?
— Нравится передавать опыт. Мне кажется, те, кто живут на суше и ни разу не пробовали жить на море, очень много теряют. Как говорится в известном фильме, «все мы вышли из воды» и нам надо уметь с ней взаимодействовать. Она здорово выравнивает внутренний мир человека. Ходить по морю — это нужный человеку опыт. И я могу учить людей, как на лодке делать все правильно и не бояться моря.
Для меня процесс обучения – это «двустороннее движение». Я отдаю знания, а в ответ получаю эмоциональный заряд, чувствую, что мои ученики не жалеют, что приехали и оказались на этой лодке.
— Какие у вас принципы обучения и приобщения к морю?
— Приоритет – найти личный подход к каждому члену команды. Лодка не большой корабль, и здесь как капитан ты можешь хорошо узнать, что из себя представляет каждый. У меня это получается сделать за день, после чего становится понятно, как лучше преподнести человеку знания, чтобы ему было комфортно учиться. Главное, чего в нашем путешествия хочу добиться, чтобы из незнакомых в самом начале друг с другом людей после недели в гавань пришла команда, которая может и ночью ходить, и уверенно себя чувствовать даже тогда, когда я за ними не слежу.
— Некоторые курсанты говорят, что проходили теорию давно, многое подзабыли и опасаются, что будет сложно на практике. Что вы им посоветуете?
— Я встречал и заслуженных яхтсменов, которые теории вообще не проходили, а начали ходить и все освоили. А уж человек даже с пробелами в теории при желании сумеет их восполнить на лодке довольно быстро.
Конечно, теория важна, и если вижу у практиканта пробелы, стараюсь и своими усилиями их восполнить, и дать человеку понять, что надо что-то подучить самому.
— Что для вас показатель того, что практикант научился управлять яхтой?
— Конечно, я наблюдаю за тем, что и как он делает, когда я не стою рядом и не руковожу им. Но главный показатель — когда у него пропадает излишняя самоуверенность и он начинает понимать, что море – это бездна, и от нее отделяет всего лишь тонкий слой стеклопластика, а рядом находится несколько людей, за жизнь которых он тоже как член команды отвечает. И если наделает глупостей, это приведет к фатальным последствиям. Вот когда в глазах вижу уважение к стихии, а не только желание поставить паруса и кататься, человек готов самостоятельно выходить в море. Значит, я как инструктор достиг, чего хотел.
— Какая у вас «морская» мечта?
— Трансатлантику хочу пройти в гонке. Готовлюсь к этому.