Ренат Батыров: «Ментор помогает качественно меняться и кратно расти»
Ренат Батыров запускает новый проект — 100ADVISORS. Это будет площадка концентрации менторов-суперпрофессионалов, где каждый, кому сейчас необходим наставник-проводник для принципиального шага к чему-то новому, сможет найти такого. Мы поговорили с основателем проекта о его видении менторства, пользе от общения с наставниками-практиками и том, почему это так важно для него лично.
«Ментор — это «фонарик», чтобы подсвечивать то, что не замечает менти»
— Какое определение вы даёте менторству? Что оно для вас и когда человеку нужен ментор?
— Когда предприниматель находится в точке А и хочет добежать в точку Б, на его пути много неизвестного. Чтобы этот отрезок преодолеть, как раз нужен ментор.
Надо честно признать: корни необходимости в менторе в том, что человеку, и это естественно, нужно на кого-то переложить ответственность за принятие решения о переходе на другой уровень бизнеса, на другую орбиту, чтобы пробить «стеклянный потолок», в который уперся. За этим и обращаются к ментору.
По большому счёту к ментору базово идут за разрешением: разреши мне зарабатывать больше денег, разреши мне больше не пользоваться старыми инструментами, потому что с ними я оказался, где есть, а если буду делать старые вещи старым способом, я не получу новые результаты, а нужны именно они.
В ответ включается экспертиза ментора: делай так, не делай так, да, разреши себе экспериментировать, перестань делать вот эту ерунду и терпеть тех, на кого идет слив энергии.
Я тоже через это прошёл со своим ментором: год назад просил у него разрешение уйти из Сколково, зарабатывать больше денег. Поэтому полностью понимаю тех, кто ищет наставника.
Да, часто всем людям свойственен страх решиться делать что-то, страх перемен, боязнь отказаться от чего-то, потерять что-то. А это может быть главным барьером уйти в кратный рост. Поэтому люди живут в «протухших» отношениях, с нелюбимыми супругами, ходят на надоевшую работу, остаются на не в своем уровне доходов. Любая перемена – страшно. В этом случает нужен ментор, который признает страх.
Часто бывает так, что ты решение уже принял, но боишься озвучить и проговорить его, тебе не с кем обсудить его, и ты ищешь поддержку. При этом по каким-то причинам понимаешь, что друзья и партнеры — это не то люди, с кем именно на эту тему хочется поговорить.
— Как разделяется зона ответственности между ментором и командой/человеком, чтобы не прийти к ситуации «а это ментор сказал сделать, мы сделали, а получилось не так, как ожидали, он виноват»?
— За свое внутреннее состояние —управленческое и психическое — отвечает человек, из этого состояния он движется к цели. А у ментора две основные функции. Первая — фонарик» чтобы подсвечивать что-то, куда не падает взгляд обратившегося к нему человека. Вторая – «зеркало», в которое не всегда приятно смотреть. Ментор отражает уже принятые, но не озвученные решения или «прыщи» – слабости, что человек маскирует.
Есть и еще одна важная функция, третья, она относится к области экспертизы. Ментор может сказать из опыта, какие варианты решения проблемы есть, обсудить плюсы и минусы. Но он точно не принимает решения, ответственность за это полностью лежит на менти.
Также ментор (и в этом моя суперсила) щедро делится своей записной книжкой. Но он не гарантирует продажи и инвестиции с использованием своих контактов. Конечно6 по запросу он может заняться привлечением инвестиций, но тогда нужен другой вид контракта, агентский, не менторский.
Важно понимать, что ментор «не работает руками»: не рисует финмодели, презентации, но может покритиковать финмодель, дать обратную связь. Но если менти хочет, ментор по отдельному контракту может выступить консультантом и создать финмодель, презентацию, питч. Я не очень люблю это делать.
«Иногда озарение случается через минут сорок»
— Какое время ментор должен вести проект? На каком этапе присоединяться и в какой момент завершать работу?
— Вести может хоть всю жизнь проекта. А первый результат менти может получить во время первой же встречи с ментором. У меня были случаи, когда человек после 40 минут говорил: «Слушай, я только что нашел для себя ответ на вопрос, который искал полтора года, спать из-за него не мог, а сейчас ясно решение увидел».
Надо осознавать, что, приходя к ментору, ты платишь за рост и изменения, которые с тобой происходят. Когда будет достаточно, решать тебе.
На мой взгляд, наибольших результатов можно добиться во время полугодовой регулярной работы. Должны появиться новые привычки, начаться и закрепиться новые действия, это не бывает одномоментно. Но яркий инсайт можно получить за 2-3 встречи.
— Как определить, «твой» или «не твой» ментор? На что обратить внимание?
— На разных этапах жизни могут быть нужны разные менторы. А раз в полгода находить нового или раз в пять лет, это зависит от того, где вы находитесь. Также важен и уровень ментора. Один может довести до одного этапа, другой —сопровождать на нескольких.
Иногда одновременно менторов может быть больше, чем один. И мы даже не всегда осознаём, что вот этот человек — наш ментор. Можем считать его другом, партнером, а он влияет на нас как ментор.
Мы в 100ADVISORS собираем людей с опытом, экспертизой, открытых, доступных к сотрудничеству, не просто умных, а технологизирововших, систематизировавших
свою менторскую деятельность, упаковавших ее в продукт. И так как даже мне трудно представить, что буду работать по своим проектам только с одним ментором, планирую по большинству острых болей ходить за советом к одному ментору, а по двум-трём-пяти остальным — к другому, и это нормально. Это как если заниматься одним видом спорта, то только одни группы мышц будут прокачаны, а чтобы гармонично физически развиваться, нужен и бег, и йога, и бассейн.
— Как ментор понимает, что они с менти дошли до цели?
— Как правило, за одну встречу никогда вопрос не решишь: час только нужен как минимум, чтобы погрузиться в личность основателя, понять, чем он дышит. За два часа устанут оба собеседника, поэтому оптимально изначально поговорить полтора часа.
Если принимается решение идти дальше какое-то время вместе, нужна стратегия, без нее менторства не бывает. Она может быть упрощенная или комплексная. А раз есть стратегия, то должны быть SMART-цели. А если есть метрики, то к ним и бежим, или если по пути поняли, что надо бежать иначе, значит, надо будет и по-другому измерять свой успех. Это объективно, что можно посчитать. Но я признаю и наличие субъективной составляющей успешной работы с ментором.
Например, когда у меня запускается процесс внутренней трансформации (а я переживал переживал несколько раз), выставляю стратегические показатели: уровни дохода, физической готовности и так далее. Это метрики, к которым мы идем с моим ментором или менторами на тот момент. При этом по дороге бонусом я получаю кучу изменений, открытий, отличий себя нового, и все это отражается и на бизнесе. Причем много даже и не планировал, и это нормально. Менторство позволяет делать процесс изменений более упорядоченным, системным.
“Я вложил свой социальный капитал в 100ADVISORS»
— Как появилась идея проекта 100ADVISORS и в чем его суть?
— Я как ментор не могу помочь по всем вопросам своим менти, но знаю людей, отлично разбирающихся в тонкостях разных отраслей. Поэтому придумал сделать такой проект, в котором и эти люди тоже могут частью решения вопросов моих менти. По сути, оцифровал свое «сарафанное радио», положил свой социальный капитал на платформу. Это повышает уровень удовлетворенности менти в нашем сотрудничестве.
Вторая причина создания проекта в том, что среди этих людей из моей огромной записной книжки много тех, кому есть есть, что сказать миру. Они обладают качественной экспертизой, но не имеют инструмента, чтобы ее предложить, не умеют правильно «поставить на рельсы» процесс монетизации своего опыта. Качество моего окружения растет с каждым годом, и сегодня меня окружают люди, с которыми я сам лет пять назад хотел с познакомиться. Через платформу 100ADVISORS такая возможность и гораздо быстрее появится у многих хороших людей, которым это принесёт пользу.
И третья причина — наше сообщество 100CAPTAINS. Оно за десять лет собрало людей, обладающих экспертизой и нуждающихся в ней, готовых делиться знаниями, но при этом тоже упершихся в потолки компетенций, нуждающихся в систематизации своих знаний. Эти люди видят пользу и получают удовольствие от взаимного «опыления». В 100CAPTAINS получается организовать им условия на регатах, онлайн и офлайн мероприятиях, но я хочу дать им возможность делать это каждый день. Таким образом повысится ценность сообщества для его участников.
— Как попасть в круг 100ADVISORS?
— Сначала пригласил в него тех, кого знаю лично. Затем добавятся люди, которые приходят ко мне с запросом: «Расскажи, что ты делаешь, и давай вместе». Также хочу назвать людей, с кем в принципе знаком, важно, что все они практики.
— В чем вы видите самую большую пользу проекта?
— Так как проект начинает развиваться в сообществе 100CAPTAINS, у нас изначально высокая степень доверия, мы проверили друг друга в экипажах, в мероприятиях различных. Все менторы знакомы, теперь у них есть инструмент распространения своей экспертизы и больше возможностей помогать другим участникам сообщества.
Принципиально ментор у нас не стоит на ступени выше менти, зачастую один человек может быть ментором для кого-то и менти у кого-то. Все в равном положении, и не только менти выбирают ментора, но и менторы выбирают менти.
У нас много экспертов из одной области, так что, если по какой-то причине не срастется партнёрство с одним ментором, найдём другого. Сделаем систему оценки и удовлетворенности, чтобы могли и по рейтингу менторов выбирать.
Важно, что все наши менторы сами продолжают бизнес делать, а не просто теоретики. И то, что они ещё помнят состояние и проблемы предпринимателей на разных этапах, повышает их ценность для менти.
Ещё отмечу, что мы — открытое сообщество, кроме индивидуальной работы ментор-менти у нас есть разные активности для того, чтобы познакомиться, — воркшопы, неформальные мероприятия, регаты. Если интересно, чем дышим, можете с нами взаимодействовать, пока не созреете для большего.
Анна Важенина