10 самых ярких побед к 10-летию 100CAPTAINS
Придерживаться принципа «главное не победа, а участие», конечно, хорошая идея, но побеждать гораздо интереснее. За десять лет команда 100CAPTAINS собрала немало побед, причем не только в буквальном смысле — это подборка самых ярких, запоминающихся, первых, непредсказуемых побед в регатах и даже побед без побед. О личном опыте участия в регатах и о том, что предшествует этому славному мигу, когда яхта только пересекает финишную прямую, и судья объявляет, что результат зафиксирован, рассказывает Виктория Бессарабова.
Самая личная победа
Я гоняла в Giraglia Rolex Cup, United Sailing Week и «Кабестане». Giraglia Rolex Cup была моей самой первой регатой в жизни. Среди яхтсменов есть расхожее мнение, что первый шкипер всегда самый-самый. Именно он открывает для тебя мир яхтинга, становится тем самым проводником, экспертом. Поэтому важно, чтобы это был человек, который действительно знает толк в яхтах, а не отобьет навсегда охоту к морю. Мне в этом отношении повезло и с Лешей Москвиным, и с яхтой «Гагарин», и вообще с 100CAPTAINS.
Знакомство с морем, яхтой и экипажем у меня было долгим. Сначала мы перегоняли лодку из Рима в Сан-Ремо — это был настоящий круиз, где я отметила свой день рождения. Потом началась гонка. Старт объявили под залпы фейерверков. Ровно в полночь раздался пушечный выстрел — знак, что гонка началась. Мы шли всю ночь и даже спали на той стороне палубы, на которую нужен был крен. Практически наравне с нами шла очень необычная яхта «Фрейя». Это была одна из самых старых участниц регаты, историческая, полностью деревянная яхта. На тот момент, ей было без малого сто лет.
«Фрейя» по своим характеристикам была не в нашей группе — у нее вообще был какой-то аховый гандикаповый балл. Гандикап — это способ уравнивания возможностей, система, позволяющая равнозначно оценить игроков с разными характеристиками. «Фрейя» отличалась от других яхт не только своей историей, но и низкими скоростными характеристиками. Больше остальных лодок, совсем не легковесная, без навороченных эргономичных форм и современных прибамбасов. Команде «Фрейи» приходилось прикладывать больше усилий, чем экипажу любой современной яхты. На утро я с удивлением узнала, что в своей группе «Фрейя» пришла последней, но по пересчету оказалась первой.
Так я узнала, что даже в таком, казалось бы, наглядном деле как соревнование, всегда остается место для интриги. Яхта может прийти последней, но по результату экипаж окажется самым лучшим.
Самая первая победа «Бурана»
Лазурный берег, регата Les Voiles de Saint-Tropez, те самые «Паруса Сен-Тропе». Именно туда мы впервые вышли на собственной, недавно купленной яхте «Буран». Еще не слаженный экипаж, не полный состав участников, почти не обкатанная лодка. На «Буране» едва обсохли брызги от разбитой бутылки шампанского — яхту спустили на воду всего за неделю до регаты. Вдобавок и год был карантинный, когда все только-только приоткрывалось, никуда невозможно было нормально добраться, и команде пришлось ехать с немыслимыми прежде пересадками во Францию только ради того, чтобы попробовать свои силы. Но все усилия стоили того. Неожиданно для всех — и в первую очередь, для нас самих, ведь как бы мы не верили в собственные силы, но все-таки объективно оценивали первую регату — «Буран» выбился в тройку в своем дивизионе. Взять бронзу на первой же гонке! Это была наша первая серьезная победа в большой международной регате.
И вторая, и третья победа «Бурана» тоже
В среде яхтсменов, как и среди многих других увлеченных, азартных людей, бытует мнение, будто новичкам везет. Не избежал этого и наш «Буран». Однако на следующей же регате в том же карантинном году «Буран» закрепил свой результат, снова взяв бронзу, но уже на Rolex Middle Sea Race. Это одна из самых известных регат в мире — ее проводят ежегодно с 1968 года на Мальте. Маршрут не самый простой: выйти из Мальты, обогнуть Сицилию, а потом вернуться обратно в залив Валлетты. Это регата из списка 600-мильных гонок, настоящий вызов для шкиперов и экипажей. К тому же октябрь месяц со всеми его непредсказуемыми ветрами, нередкими штормами, рискованными для такелажа, а порой и даже рангоута. Одним словом, очень серьезная гонка. Поэтому результат мы не просто закрепили, а даже улучшили, хотя и взяли ту же самую бронзу. На следующий год на «Парусах Сен-Тропе» мы уже взяли второе, а не третье место, а на «Ролексах» пришли снова третьими, как и год назад. Даже скептики признали, что это не везение, а мастерство.
Победа без призов
После двух громких побед «Бурана» на первых двух регатах в 2020 году мы были очень воодушевлены. Поэтому на следующую регату возлагали серьезные надежды и ниже второго места опускаться были не намерены. Вписались на регату Rolex Capri Sailing Week, которая проходила в рамках Чемпионата Средиземноморья IRC, но не взяли никаких призов. Только к середине регаты у команды что-то начало получаться, и это при серьезном экипаже, внушительной подготовке и вообще удачном старте «Бурана». Но эту гонку мы все равно посчитали удачной, хотя бы потому что она позволила трезво оценить свои силы и пересмотреть подготовку экипажа: стали больше времени уделять тренировкам, экипировке, дисциплине. Эта регата не была победной, но точно оказалась для нас результативной и поворотной.
Самая неожиданная победа
«Кабестан» — крупнейшая русскоязычная регата, которая ежегодно проходит в Хорватии. На «Кабестан» мы выходили в 2019 году попытать счастье в одном из дивизионов. Гоняли не на своей, а на арендованной лодке, и по всем нашим подсчетам должны были все-таки выйти на призовое место. Всю неделю мы показывали хорошие результаты, но как же расстроились в последний день гонки, когда из-за командного эпик-фейла, по нашим предварительным подсчетам, оказались на третьей строчке. Только на самом награждении мы узнали, что все-таки заняли не третье, а второе место. Когда результат оказывается лучше, чем ожидаешь, то это еще радостнее. Жаль, что эта регата в Хорватии больше не проводится. «Кабестан-2019» оказался последней регатой, но нам она запомнилась как самая неожиданная.
Самая российская победа
В самый разгар пандемии, когда о заморских регатах не могло быть и речи, мы гоняли на Байкале. Вообще это была единственная российская регата, в которой мы принимали участие, не считая, конечно, «Лиги на Пироговке», которую организовываем сами. Но то Пироговское водохранилище в Московской области, а это самое большое пресноводное озеро в мире, сибирская природа, буддийская экзотика. Одним словом, красотища! Что касается самой регаты, то это был сборный флот и абсолютно разноплановые лодки — и разного размера, и разного возраста. Мы сами участвовали не на своей, а на арендованной яхте. Как правило, к такой еще приспособиться надо. Вдобавок, непростые погодные условия, несмотря на то, что вообще-то август, самая теплая неделя в году. В итоге второе место.
Самая конкурентная победа
Прошлогодняя Gocek Autumn Race Week стала одной из самых конкурентных регат для российских команд. Прежде экипажи гоняли на разных регатах по всему миру, но в 2022 году все изменилось. География регат сузилась до берегов Турции, а уровень конкуренции колоссально вырос. Борьба шла буквально за каждый день, за каждый результат, но оно того стоило. Всего в Гёчек приехали 89 команд, в рамках своей группы «Буран» вышел на второе место.
Самая запоминающаяся победа
Регату Les Voiles de Saint-Tropez называют одной из самых красивых в Средиземноморье. Это престижная и зрелищная гонка в самом сердце Лазурного берега запомнилась команде 100CAPTAINS не только идиллическими пейзажами, но и победой… в карнавале. Мы ходили на яхте «Русос», а потому решили обыграть ее название, нарядившись в костюмы а-ля рюс. Девушки нарядились в сарафаны с кокошниками, парни раздобыли костюм медведя с балалайкой и прошли в таком виде под парусом по всему заливу. В бухте Сен-Тропе надолго запомнили этот карнавал, ну а мы заняли первое место, а в качестве приза получили вино объемом равное весу шкипера. Не знаю, пожалел ли Алан Кридер о том, что держит себя слишком в спортивной форме, но команда осталась довольной. Во всяком случае, после этой гонки у нас выдался очень веселый перегон, а выигрыша в итоге хватило еще на две команды.
Самая тактическая победа
Мастерство и тактика очень важны на регатах. Яхта — не машина, которая идет по прямой, поэтому нельзя заранее выбрать, как она пройдет, ведь многое зависит от течения, ветра и других переменчивых вещей. Особенно это ощущаешь в заливах и бухтах. Управлять яхтой в Мессинском проливе между Сицилией и Италией совсем не то же самое, что в бухтах у берегов Турции. Там свои подводные камни, иногда в прямом смысле, а еще очень много маленьких локальных течений, которые могут как помогать, так и мешать. В идеале хорошо бы знать о всех этих нюансах заранее, а еще лучше — предвидеть их. Но на практике только получается только подстраиваться, и то не всегда. В прошлом году в Гечеке с нами случилась такая история. Основной флот ушел в одну сторону, ожидая, что там будет ветер, а «Буран» пошел в другом направлении и не прогадал. Неправильное, на первый взгляд, стратегическое решение оказалось тактически верным, потому что все в итоге остались без ветра, а «Буран» прошел дистанцию на порывах и финишировал первым.
О слагаемых успеха
Во-первых, матчасть. «Буран», безусловно, релевантная лодка, просто созданная для того, чтобы гоняться и побеждать. Можно менять паруса, облегчать яхту, вытаскивая из нее по максимуму все, что не прикручено, даже если это матрасы, подушки от диванов и чемоданы с вещами участников. Во-вторых, люди. Понятно, что у нас на борту далеко не все профессиональные яхтсмены, для кого яхтинг это профессия, а не увлечение. Но, как минимум, два профессионала, тех, кто большую часть жизни или даже всю жизнь, посвятил яхтам и морю, — это уже залог успеха. Быть новичком на борту — это нормальная история в нашем деле, но все-таки основной состав участников должен быть слаженным. В-третьих, обязательные тренировки. Если раньше на «Гагарине» мы гонялись ради фана, и все наши участники воспринимали регаты как отдых, то сейчас мы честно говорим, ребята, это спорт. И, наконец, это настрой. Тот самый боевой дух и воля к победе, а также готовность пожертвовать коленями и локтями, чтобы вырвать доли секунды у конкурентов. Толика удачи тоже присутствует, ведь без нее не обходится ни одно соревнование и регаты здесь не исключение. Полагаться только на удачу не стоит, ведь повлиять на нее мы никак не можем, а вот все остальное вполне в наших силах.