в курсе событий

Подпишитесь на самые важные новости клуба 100 капитанов



4 Дек 2014

Особенности навигации на Туамоту

Архипелаг Туамоту представляет собой группу из 76 островов-атоллов, рассредоточенных на территории Французской Полинезии.

Острова Туамоту имеют коралловое происхождение, соответственно, расположены очень низко над уровнем моря – настоящий кошмар для моряков былых времен, чьи каравеллы не были оснащены современными средствами, так сильно облегчающими морские переходы. Даже трудно себе вообразить навигацию в этой зоне до появления GPS, плоттеров, эхолотов и двигателей, очевидно, что она была крайне рискованной. Известно, что вдоль усыпанных коралловыми рифами берегов Туамоту нашли свой конец сотни больших и маленьких парусных судов.

Атолл – это островное образование, твердая, земная часть которых состоит из «моту» -  низких островков, образующих кольцо твердой почвы, которые окружают озерную лагуну атолла. Моту часто связаны между собой каналами – мелями, и иногда при желании можно пешком обойти весь атолл, передвигаясь от одного моту к другому, проходя по каналам вброд. Внутри лагуны навигация возможна, но при условии большой осторожности, так как дно лагуны усеяно коралловыми образованиями.

Не все решаются пересечь лагуну на яхте, но, те, кто это делает, получает большое эстетическое удовольствие, любуясь великолепными пейзажами и получая доступ к удаленным моту. Мы использовали разные средства для того, чтобы благополучно обойти коралловые островки, но это тема уже другой статьи. С моря увидеть низкий атолл в условиях плохой видимости иногда возможно только уткнувшись в него носом, если же погодные условия позволяют просматривать линию горизонта, то пальмы, венчающие моту, можно разглядеть с двух-трех миль.  

Один француз, наш хороший приятель, который путешествует по Полинезии уже тридцать пять лет, рассказал нам, что когда он впервые пришел в этот регион на семиметровой яхточке без мотора, располагая в качестве средств навигации только бумажными картами и секстантом, то ходя между островами Туамоту ночью он регулярно залезал на мачту и слушал, не шумит ли вдали прибойная волна. Такой шум означал бы близость опасного рифа, в отношении которого всегда разумно соблюдать дистанцию, особенно в отсутствие мотора.

Как ходят по Туамоту сегодня

Сейчас, когда современные суда оснащены всеми возможными средствами навигации, ходить по таким островам, как Туамоту стало значительно легче. Тем не менее, опасности подводных коралловых рифов никуда не делись, просто появились возможности видеть их на подробных электронных картах, маневрировать между мелями, имея перед глазами данные глубиномера и обходить опасные места используя мощные моторы.

Но все современные технические достижения, которые находят воплощение в яхтостроении, никак не заменят опыт, знания, смекалку и здравый смысл, которые являются краеугольными камнями успеха любого дела. Три месяца назад мы на нашей яхте «Теофания» прошли архипелаг Туамоту и мне пришла в голову мысль, что русскоговорящей публике может быть интересен наш опыт.

И по сей день многие обходят этот прекраснейший архипелаг стороной. Англоговорящими, преимущественно американскими круизерами написано много разных «страшилок» об опасностях, поджидающих незадачливого яхтсмена, который захочет сунуть нос в атолл, и у читателя этих материалов часто может возникнуть мысль держаться как можно дальше от островов Туамоту. Но мы решили последовать духу приключений, выраженному в поговорке «кто не рискует, тот не пьет шампанского».  Ибо Туамоту – это один из редких уголков мира, где морская фауна потрясает своим великолепием, голубые лагуны ослепляют своей девственной красотой, где режущая глаз голубизна воды сочетается с желтизной песка, где коралловые наслоения цвета слоновой кости образуют причудливые линии, в рисунке которых кажется, скрыто послание человеку от высших сил. Эти острова прекрасны, и по большому счету все-таки стоит приложить усилия к тому, чтобы подготовить яхту и экипаж к особенностям их освоения на парусной яхте.

Советам, связанным с освоением этого региона, я могла бы посвятить небольшую книжку, а к сегодняшнему посту я выбрала довольно узкую, но крайне важную тему об условиях заброски якоря в ситуации кораллового дна. Итак, от романтики переходим к делу.

Переходим к практике

Следует помнить, что на островах Туамоту якорь придется забрасывать в особенных условиях. Первое – это коралловое дно, второе – это большая глубина. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно в таких условиях, необходимо иметь длинную якорную цепь с якорем, который хорошо держит на песочном дне. Помимо этого стандартного для любой навигирующей в Полинезии яхты набора, нам понадобятся плавучие буйки или фендеры. А также комплект оборудования для дайвинга или навыки нырять без баллонов на глубину до 20 метров.

В Полинезии в общем, и на Туамоту, в частности, очень часто приходится стоять на довольно большой глубине - порядка 20 метров на Маркизовых островах и островах Общества, около 15 метров на Туамоту.

Если применить к подсчету необходимой длины цепи известную формулу: длина цепи, которую мы выбрасываем, равна глубине под корпусом умноженной на пять, то результат вычисляется легко: 20 х 5 = 100 метров цепи. Трудно представить себе яхту, несущую такое количество цепи, поэтому для больших глубин принято, учитывая реальность, снижать коэффициент до 3 – 4, в результате чего понимаем, что в среднем для стоянки на Туамоту нам придется выпускать около 60 метров цепи. При этом при выбросе цепи хорошей морской практикой является иметь хотя бы небольшой запас, который может понадобиться, если погода ухудшится.  

 Думаю, понятно, что в условиях острых коралловых головок следует использовать только цепь, яхтенный канат может быть перетерт кораллом, в результате чего яхта отправится в свободное плавание, что навряд ли понравится хозяевам. Якорный канат может использоваться в комбинации с цепью, венчая ее сверху, но, учитывая тот факт, что кораллы могут находиться в пяти метрах под яхтой, следует отнестись очень внимательно к его длине. Мы не проводили специального опроса, но заметили, что в этом регионе все встреченные нами яхты стоят на цепях, которые идут прямо к якорному отсеку. 

С чем можно столкнуться во время якорной стоянки

Одна из самых распространенных проблем, которая может случится во время якорной стоянки, это обматывание цепи вокруг коралловой головы или попадание якоря в щель между кораллами. Если это случилось, то поможет вам комплект оборудования для глубоководных погружений и соответствующие навыки.

Во время нашего путешествия по архипелагу Туамоту, якорь Теофании застрял между кораллами на третьей же стоянки. Максим собрал дайвинговое оборудование, нырнул, высвободил якорь, который лежал на 15 метрах глубины в узкой коралловой расщелине, куда якорь как будто бы специально провалился довольно глубоко, вынырнул, вылез на яхту и продолжил тянуть якорь. Не прошло и минуты, как он обнаружил, что цепь не тянется.  

Маневры с помощью мотора, когда меняется угол воздействия на заблокированную цепь, ни приводили ни к чему. Максиму пришлось снова влезать в жилет бисиди и идти на встречу с застрявшим якорем, который никак не удавалось вырвать из пасти коралла.

Оказавшись под водой, он обнаружил, что извлеченный и положенный им на коралл якорь снова соскользнул в ту же щель. Максим снова высвободил якорь из расщелины, я подтянула цепь, так, чтобы поменять положение якоря, Максим вылез и мы продолжили тащить. И вот ведь незадача, после того, как мы вытащили полметра цепи, якорь застрял в третий раз. И в третий раз Максим нырнул, в этот раз высвободив якорь окончательно.

Надо сказать, что эта весьма распространенная на атоллах Туамоту ситуация когда цепь наматывается вокруг коралла или якорь застревает в расщелине, может иметь очень неприятные последствия. По мере вытягивания цепи экипаж оказывается в ситуации, когда застрявшая цепь уходит вниз под девяносто градусов. Вся якорная система теряет свои амортизационные свойства, если в этот момент приходит волна и ветер, то вся нагрузка от веса вашей скачущей на волнах и роющей носом яхты падает на якорное отделение или в нашем случае на бушприт. При плохом раскладе и сильных волнах нос яхты может начать утягивать под воду и у экипажа окажется очень мало пространства для маневров на моторе вокруг застрявшей цепи. В конечном счете все зависит от опытности и собранности экипажа, но возможность воспользоваться комплектом для дайвинга и быстро распутать цепь с нашей точки зрения является почти императивной. 

Когда мы рассказали о нашем приключении одному нашему приятелю, французу, который уже много лет живет на своем тримаране, он иронично хмыкнул и спросил Максима: «Тебе что, нужен комплект для погружений чтобы нырнуть на пятнадцать метров?» «А тебе, нет?», - спросили мы в ответ. «Мне не нужен, я бы нырнул и так» – уверенно ответил француз.

Вывод из этой истории таков. Если вы способны нырнуть на 15 метров и высвободить якорь без комплекта для погружений, то вы во время посещения островов Туамоту, скорее всего, сможете обойтись без баллонов и жилета. Если нет, делайте вывод сами.

В компедиуме, вбирающим в себя информацию от англоговорящих яхтсменов, прошедших острова Туамоту, мы вычитали описание интересной технике заброски якоря в условиях кораллового дна. Техника может показаться спорной, но в определенных условиях является почти безальтернативной.

Для осуществления этой техники необходимо заранее обзавестись плавучими буйками, которые могут быть заменены фендерами. На Туамоту такие буйки найти довольно легко, их используют на фермах, где выращивают жемчужины. Связка из двух буйков представляет собой наш импровизированный буй, которые нам понадобятся в количестве двух штук.

Когда мы находим место стоянки, представляющее собой площадку с дном, по возможности свободным от кораллов, якорь выбрасывается на необходимую длину цепи. При этом надо понимать, что коралловые головки разбросаны повсюду и не всегда видны, поэтому следует знать, что очень велика вероятность что на пути прохождения цепи коралл-таки окажется.

После заброски согласно классической технике якорю следует дать возможность «зарубиться», сдав назад. Когда якорь зарылся и лодка остановилась, мы выполняем действие, которое может показаться парадоксальным – начинаем мягко вытаскивать цепь. Подняв часть цепи, равную по длине глубине умноженной на 1.5, мы крепим к цепи наш плавучий буй. После этого опционально выпускаем еще кусок цепи и вешаем второй буек. И теперь выпускаем финально всю желаемую длину, ну, скажем, еще 20 метров цепи. Стандартным образом заводим все необходимые амортизирующие цепь канаты и крюки и наслаждаемся якорной стоянкой.

Таким образом мы имеем около 10 – 12 метров цепи, лежащей на дне под правильным углом и обеспечивающий все задачи по амортизации, а также сцепку якоря с дном, а оставшиеся 40 – 50 метров цепи подвешены с помощью плавучих буйков. В результате мы минимизируем возможность обматывания цепи вокруг коралла так как большая часть цепи висит над коралловыми головками.

Авторы, описывающие эту технику подчеркивают, что крайне важно располагать дополнительным запасом цепи, которая может быть выпущена в ситуации усиления ветра и штормовых условий.

Когда мы на «Теофании» опробовали вышеописанный способ заброски якоря, мы несколько нарушили технологию. Наша проблема заключается в том, что нам приходится вытаскивать якорь с помощью ручной лебедки, поэтому забросив единожды, нам трудно заставить себя тут же тащить цепь назад, прилагая немалые усилия. Мы выпустили положенное количество цепи, прикрепили буек, а потом выпустили оставшееся количество цепи, ограничившись одним буйком. Техника сработала, в тот раз мы без проблем вытащили якорь.

Такая осложненная техника заброски якоря используется для того, чтобы подвесить цепь, которую буйки будут держать на плаву, препятствуя тому, чтобы она опустилась на дно. Это позволяет минимизировать риск запутывания цепи в кораллах, которые располагаются на дне на высоте около трех метров.

Минус же такой техники заключается в том, что мы несколько ослабляем якорную систему, так как цепь вместо того, чтобы прижимать якорь к дну, оказывается подвешенной в воде. Тем не менее, с точки зрения безопасности в случае смены ветра или его усиления, когда необходимо относительно быстро вытащить якорь, такое положение якорной системы, может стать оправданным и более предпочтительным, нежели чем ситуация, когда якорь намертво зажат в расщелине между кораллами, что потребует много сил, времени и использования дополнительного оборудования для его извлечение.

  Успехов в навигации, друзья! 

Наталья Коншина и Максим Иванов

Больше статей о Полинезии читайте в ЖЖ авторов  http://krugosvetka-spb.livejournal.com/

1005

Комментарии
0

 
Акции
Где сейчас
яхта?

Оставить заявку на участие

Вы можете выбрать даты уже запланированных мероприятий, либо указать удобные для вас даты, под которые мы сформируем с вами ваше яхтенное путешествие.

* Отмеченные поля обязательные для заполнения

Мероприятие *



Даты *



Мероприятие



Регион



Контактные данные

Подскажите, как к вам обращаться? *


Вы можете оставить один из своих контактов, по которому вам удобнее коммуницировать с нами.

Телефон: *

Пример: +7 909 372 53 20

E-mail: *


Скайп:


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: