в курсе событий

Подпишитесь на самые важные новости клуба 100 капитанов



22 Окт 2014

Русская рулетка белых ночей или из России с Экстримом

«Что я здесь делаю? Зачем мне все это было нужно?» - думала я, вцепившись в сетку туго натянутую между поплавками катамарана Extreme 40 в тот момент, когда шкипер сэр Бен Эйнсли решил поставить свою спортивную машинку на один поплавок и немного полетать над гладью Невы.

В следующий момент мы догнали лавирующую перед нами Emirates Team New Zealand и, услышав звук удара карбона о карбон, я только крепче сжала руки в безуспешной попытке обнять всю лодку «J.P.Morgan BAR» целиком, а глазами выискивала место, с которого можно было бы безопасно спрыгнуть в воду.

Так для меня началось самое главное и яркое парусное событие этого года – мировая гоночная серия Extreme Sailing Series, очередной 4-ый этап которой впервые проходил в России, в Санкт-Петербурге. Никогда еще в нашей стране не выступали звезды парусного спорта такой величины и в таком количестве одновременно: 12 команд с участниками 10 национальностей, в активе которых 96 титулов чемпиона мира, 33 олимпийских кампании и 51 кампания в Кубке Америки!

Впервые на воду вышли целых две российских команды – участница серии 2014г. Gazprom Team Russia с молодым шкипером-олимпийцем чемпионом России Игорем Лисовенко, усиленная опытным экстримовским рулевым англичанином Полом Кэмпбелл-Джеймсом, а также специально приглашенная на домашний этап команда Russian First спонсируемая компанией Barkli во главе с серебряным олимпийским призером,  чемпионом мира и Европы Георгием Шайдуко и чемпионом России в классе "Торнадо" и 49er Сергеем Джиенбаевым на руле.

Среди команд на «водном стадионе» Невы также выступали три команды уже подтвердившие свое участие в грядущем 35-ом Кубке Америки – новозеландская Emirates Team New Zealand шкипер которой легендарный Дин Баркер из-за большой занятости передал свои обязанности на питерском этапе второму шкиперу Питеру Бёрлингу, английская J.P.Morgan BAR во главе с самым титулованным яхтсменом мира, 4-кратным олимпийским золотым медалистом, 11-кратным чемпионом мира, обладателем Кубка Америки сэром Беном Эйнсли, недавно посвященным в рыцари за свои заслуги в парусном спорте и австралийская GAC Pindar являющаяся базой формирования Team Australia для участия в 35-ом Кубке, которая на этот этап пригласила шкипером-рулевым олимпийского чемпиона Натана Вилмота.  

Groupama Sailing Team, являющаяся основой Team France, только в начале августа планировала окончательно определиться с финансированием и, соответственно, со своим участием в борьбе за легендарную серебряную Вазу в 2017 году.

Победительница последней Volvo Ocean Race Groupama выступает на ESS во главе со своим бессменным шкипером, главным «дальнобойщиком» нашего времени, звездой оффшорного паруса, обладателем Кубка Жюля Верна, победителем одиночки Route du Rhum и будущим участником Олимпийских игр 2016г. в классе Nacra 17 знаменитым Франком Камма.

Все эти команды рассматривают Extreme серию 2014г. как главную тренировочную площадку перед следующим Кубком, ведь очень быстрые и манёвренные катамараны Экстрим 40 являются идеальными тренажерами для полетов на AC45 кампании 2015-2016гг. и новых крылатых AC62 в 2017г.!

Утро первого дня

26 июня, в первый гоночный день этапа, питерская погода не очень порадовала участников Extreme Series, собравшихся в гоночной деревне, устроенной на пляже Петропавловской крепости. Правда, шедший с утра дождь прекратился и небо к обеду развиднелось, но ветер появляться не спешил. А какой уж тут экстрим когда дует максимум 5-7 узлов? Хотя даже такого ветра достаточно чтобы эти катамараны могли успешно гоняться.

Катамаран Extreme 40 был создан компанией Tornado Sport в 2005 году на базе бывшего олимпийского класса Торнадо. По сути, это модифицированный Торнадо, только увеличенный в два раза и, конечно, очень быстрый. Яхта может развивать скорость в 30 узлов, т.к. эта полностью карбоновая машина весит всего 1400 кг, длина 40 футов, ширина 23, высота мачты 18,9 метров, площадь парусов 95 кв.м, а генакера -106! Экипаж состоит из 5 человек и предусмотрено место для 1 гостя. Все яхты строго одного дизайна и совершенно одинаковы – так что все зависит только от команды, ну и, сдается мне, от веса того самого гостя!

Главной концепцией создания Extreme 40 и гоночных серий Extreme было сделать парусный спорт максимально близким зрителям и максимально зрелищным. Отсюда и пассажирское место которое может достаться любому непрофессионалу желающему почувствовать на себе что такое быть в настоящей гонке, а главное стадионный формат гонок когда для состязаний выбирается максимально приближенная к берегу и трибунам акватория, чтобы зрители как на футбольном поле могли наблюдать за каждым моментом гонки.

Красивые естественные декорации на фоне которых обычно выставляется дистанция, свободный доступ зрителей, фестивальный формат береговой программы, профессиональные комментаторы и компьютерная графика от IT-партнера регаты компании SAP на больших экранах преобразующая каждое движение яхт на воде в понятную любому зрителю картинку – фирменная фишка Extreme Sailing Series.

Но главные составляющие мирового успеха этих в общем-то достаточно недавних соревнований впервые стартовавших в 2007г. это их коммерческий дух в лучшем смысле этого слова – профессиональная организация, мировые звезды парусного спорта, простой, но захватывающий формат гонок, глобальное информационное покрытие (50 международных телекомпаний транслируют событие в более чем 100 странах и более 100 изданий аккредитованы на каждый этап), широкое B2B и B2C-взаимодействие и как следствие множество успешных коммерческих брендов в партнерах.

С 2013 г. серии спонсирует компания Land Rover главной задачей которой стало вовлечение в парусный мир ранее не интересовавшейся яхтингом публики, особенно в странах вроде нашей, где парусный спорт пока еще не очень популярен.

В первый гоночный день для прессы были открыты возможности попасть в качестве пассажира на гонку. Правда, как и положено за это право пришлось побороться, постоянно составлялись списки «гостей», потом кого-то постоянно вычеркивали, кого-то вписывали, но в общем-то большинство желающих покататься журналистов на катамараны попало.

Я пыталась вписаться на борт к Франку Камма, за которого болела на прошлой Volvo Ocean Race, но там мест не было и пришлось мне согласиться на романтическую прогулку на яхте по Неве с сэром Беном Эйнсли. Если честно, сэра я недолюбливала с прошлого Кубка Америки за его победу над Дином Баркером и Emirates Team New Zealand, но деваться было некуда, да и в гонку пойти все же очень хотелось, и я отправилась переодеваться в специально предоставляемые организаторами для гостей шлем, непромоканец, спасжилет и резиновые сапоги.

Мне предстояло гоняться на J.P.Morgan BAR в 3-ей гонке дня. Всего в первый день гоночному комитету удалось провести 4 гонки и начать 5-ую, но ее пришлось отменить из-за окончательно стихшего ветра. Обычно же организаторы Экстрим серий стараются провести по 8-10 гонок в день. Каждая гонка длится всего около 10 минут, т.к. дистанция очень короткая для сохранения зрелищности соревнования. В Петербурге дистанция для гонок была ограничена Дворцовым и Троицким мостом в длину и составляла всего 300 метров в ширину из-за необходимости сохранения судового хода вдоль Дворцовой набережной. В таких условиях течение Невы в 4 узла стало настоящим вызовом легким яхтам на протяжении всего этапа.

Смешно было видеть, как прогулочные кораблики неторопливыми голосами гидов призывали своих пассажиров поразиться красоте Петропавловской крепости и Исаакиевского собора в то время как прямо на них неслись стремительные лодки, яркими парусами закрывая классическую панораму. Видимо, совсем немного петербургских СМИ постаралось донести до жителей уникальность происходящего в городе события. Не сказать, чтобы народ с какого-нибудь «ЧижикиКо» понимал, что происходит, но все тут же бросали снимать Зимний дворец и старались запечатлеться на фоне проносящихся мимо катамаранов!

Дистанция в гонках серии «Экстрим» может устанавливаться любой конфигурации в зависимости от погоды и количества участников, хотя обычно это две петли. Стартовая процедура 3-х минутная, ампайры принимают решение прямо на воде, а наказание – простой разворот. За пересечение первыми финишной линии команда получает 10 очков, второе место – 9 и т.д., а в последней гонке каждого этапа результат удваивается – так что драйв и экстрим к концу этапа только усиливается!

К началу питерского этапа по итогам первых 3-х проходивших в Сингапуре, Маскате (Оман) и Циндао (Китай) на первое место вышла знаменитая швейцарская команда Alinghi с ветераном Кубка Америки шкипером Морганом Ларсоном, подвинув чемпиона последних двух лет оманскую команду The Wave, Muscat под управлением олимпийца англичанина Ли МакМиллана на второе место, и стабильно третья – легендарная новозеландская команда Emirates Team New Zealand с молодым шкипером серебряным олимпийским медалистом 23-летним Питером Бёрлингом.

Команда «Газпром Team Russia», в которой Россию пока представляют только двое яхтсменов -  шкипер и тактик Игорь Лисовенко и баковый Алексей Кулаков, начав серию с 8-ого места за три первых этапа, поднялась до 5-ого, обогнав и J.P.Morgan (8 место)  и Groupama (6 место). Полностью российская команда Russian First впервые приняла участие в гонках «Экстрим» в качестве приглашенного участника на домашний этап.  И, конечно, обеим российским командам хотелось хорошо выступить в родных водах при поддержке российского зрителя.

Как я участвовала в гонке

Итак, облачившись в спецодежду для романтических водных прогулок по Неве и не забыв шлем – вдруг свидание пойдет не по плану? - я подписала бумажку взяв всю ответственность за предстоящее приключение исключительно на себя, прослушала инструкцию о том как вести себя на «Экстрим 40» в гонке и отправилась на риб команды J.P.Morgan BAR, а уже с него меня аккуратно передали из рук в руки на катамаран перед стартом 3-ей гонки. 

В команде самого чемпионского чемпиона тоже оказались одни чемпионы: тактик - многократный чемпион мира и Европы Ник Хаттон, настройщик грота – олимпийский чемпион Пол Гудисон, баковый – ветеран Кубка Америки и чемпион мира по матч-рейсу Мэт Конвел и совсем юный настройщик стакселя - золотой медалист ISAF World 420 среди юниоров 21-летний Фил Спаркс, заменивший на этом этапе олимпийскую чемпионку Пиппу Вилсон.

По мнению Бена Эйнсли, «главное в гонках «Экстрим» серии –  хорошая команда». Когда дистанция так коротка, маневры так молниеносны, а соперники так близки для словесных коммуникаций просто нет времени - нужна слаженная работа экипажа способного без дополнительных указаний молниеносно выполнить сложную работу находясь в самом сердце битвы.

Экипаж неожиданно приветливо встретил меня на борту, наверное, в такой слабый ветер они боялись получить в гости кого-то значительно более крупного и тяжелого, а увидев меня, расслабились, и только сэр Эйнсли был суров, сдержан и явно расстроен плохим приходом в предыдущей гонке. «Extreme Series, видимо будут посложнее Кубка Америки?» - удачно начала я разговор с хмурым сэром и в ответ получила лишь мрачную усмешку. Тут пошел отсчет перед стартом и про меня забыли, приказав лечь на сетку у мачты, ничего не трогать и не поднимать голову чтобы не задело низким гиком. Старт в такой короткой гонке вообще самое главное. По словам участников хороший старт дает очень высокие шансы на выигрыш, а с плохим стартом можно только пытаться минимизировать ущерб.

Гонка началась и нашего шкипера было не узнать – до этого холодные глаза зажглись ярким светом, все движения стали предельно скупы, точны и быстры, а взгляд неотрывно отслеживал обстановку вокруг. Ребята тоже преобразились, мгновенно сосредоточились и без слов очень четко и быстро выполняли свою работу. Бен, перебегая с борта на борт не отрывая рук от румпеля, успевал иногда отдавать короткие приказы.  Неожиданно раздуло, и мы с порывом  понеслись на первое огибание, вдруг плавно вышли на один поплавок, - сначала я банально испугалась, а потом меня просто захватило это ощущение полета, а дальше только и мелькали вокруг яркие паруса, поднятые корпуса, золотые купола и шпиль Петропавловки!

Огибание, пошел генакер, и я только успевала убирать ноги с пути и отмахиваться от летящих в лицо шкотов. Снова огибание, опять летим, и я пытаюсь одновременно удержаться на наклонной сетке и увернуться от волны. Первое удается, а второе нет. Впереди паруса новозеландцев на которых сэр, видимо по привычке, продолжил охотиться и здесь, догоняем, удар, звучит специфическая английская лексика, новозеландцы отходят, мы огибается и снова летим. Вообще, столкновения, аварии и даже капсайзы на этих гонках обычное дело – слишком много лодок сходятся на очень короткой дистанции и если ветер очень сильный или, как в Питере, нестабильный, то затихающий, то неожиданно прорывающийся в просветы между зданиями, а течение такое сильное как в Неве – столкновения просто неизбежны.

10 минут гонки пролетели мгновенно, мы пришли пятыми, команда ни рада, ни расстроена – это была нормальная рабочая гонка для новой команды впервые выступающей в Экстрим-сериях в этом сезоне и впереди было еще несколько таких рабочих дней.

Возвращаясь в полной боевой выкладке на пляж я чувствовала себя почти космонавтом, вернувшимся с орбиты на землю, было странно видеть нарядных людей пьющих шампанское в VIP-зоне, мне почему-то снова хотелось одеть шлем, сапоги, спасжилет и отправиться снова на борт стремительного пепелаца (в космос).

Кстати, один главный редактор одного главного российского яхтенного журнала в тот день «гостил» на Газпром Team Russia и потом, в кулуарах почему-то все время напевал один и тот же мотивчик про молодого командира, которого несли с пробитой головой – оказывается не зря нас всех заставили одеть шлемы садясь в катамаран, по ходу даже в шлеме, даже под сенью национального достояния получить гиком по голове дело очень неприятное.

Про чемпионов первого дня

  Чемпионом дня стала лидер нынешнего сезона знаменитая швейцарская команда Alinghi, удачно выработавшая нестандартную стратегию гонок и пришедшая первой два раза. По одной победе досталось швейцарской Realteam и Газпром Team Russia. Той же ночью состоялся знаменитый ничейный матч Россия-Алжир, убивший наши шансы выйти в плей-офф. Так что на следующий гоночный день все российские зрители Extreme Sailing Series могли с чистой совестью, не отвлекаясь на футбол, болеть только за российский парус, посчитав, как говорится в актуальном анекдоте, что "российских футболистов в Бразилии не было, а форму можно купить в любом магазине!" 

Елена Отекина

1082

Комментарии
0

 

Оставить заявку на участие

Вы можете выбрать даты уже запланированных мероприятий, либо указать удобные для вас даты, под которые мы сформируем с вами ваше яхтенное путешествие.

* Отмеченные поля обязательные для заполнения

Мероприятие *



Даты *



Мероприятие



Регион



Контактные данные

Подскажите, как к вам обращаться? *


Вы можете оставить один из своих контактов, по которому вам удобнее коммуницировать с нами.

Телефон: *

Пример: +7 909 372 53 20

E-mail: *


Скайп:


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: